Воздействие на учащихся в процессе обучения английскому языку музыкального компонента и его составляющих

Обучение иностранному языку представляет собой специальным образом организованный процесс, в ходе которого в результате взаимодействия обучающего и обучаемого осуществляется воспроизведение и усвоение определенного опыта в соответствии с заданной целью. Процесс обучения – это процесс двусторонний, включающий в себя обучающую деятельность преподавателя иностранного языка и учебную деятельность обучаемого, направленную на изучение и овладение языком.


Использование музыкального компонента в обучении – одно из эффективных средств в овладении иностранным языком. Иностранный язык, как и родной, выполняет все четыре функции: служит средством познания, является хранителем национальной культуры, является средством общения и выражения отношения к миру, выступает в качестве инструмента развития и воспитания. Эффективность использования музыкального компонента в значительной степени зависит от правильно организованной последовательности работы и выбора задач, стимулирующих мыслительную деятельность.

Музыка, как и живопись, издавна считалась языком подлинно интернациональным, то есть в равной степени и без перевода доступным носителям любой человеческой культуры. Звуки, как коммуникативные сигналы, несли и несут человеку бесценную информацию.

Музыка – один из важнейших классов, слышимых человеком звуков – характеризуется их четкой организацией по высоте (музыкальный строй, лад), по времени (ритм, темп, размер), по громкости (динамика), по тембру (инструментовка) и по музыкально-художественной ценности (мелодика и эмоционально-смысловое наполнение).

Все вышеуказанные компоненты музыки рассматриваются нами как отдельные и самостоятельные инструменты, так и как целостный инструмент музыкального воздействия в процессе обучения иностранному языку.

По историческим сведениям, в Индии иДревней Греции многие тексты разучивали пением, а в начальной школе Индии и до сих под азбука и арифметика разучивается пением. Песенный жанр, как один из важных жанров музыкального творчества, содержит и отражает звуковую глубину – мелодику языка, которая несет в себе основу артикуляционных и интонационных моделей языка.

Песни способствуют совершенствованию навыков иноязычного произношения, развитию музыкального слуха. Установлено в ходе ряда исследований, что музыкальный слух, слуховое внимание и слуховой контроль находятся в тесной взаимосвязи с развитием артикуляционного аппарата. Формирование навыков правильного произношения иностранных слов предполагает „настройку” артикуляционного аппарата на основе сходства и различия в произношении звуков родного и иностранного языков.

Развитие музыкального слуха помогает улавливать тончайшие различия иностранных звуков. При формировании слухо-произносительных навыков важна не только правильная постановка звуков, но также ритм, паузы, ударения, интонация. Разучивание и исполнение коротких, несложных по мелодическому рисунку песен с частыми повторами помогают закрепить правильную артикуляцию и произнесение звуков, а также правила фазового ударения, особенности ритма и т.д.

Песня как один из видов речевого общения является также средством расширения и более прочного усвоения лексического и грамматического материала, так как включает новые слова и выражения, сложенные в определенной рифме в предложения. В песнях уже знакомая лексика встречается в новом контекстуальном окружении, что помогает её активизации. Работа так называемой „музыкальной памяти” способствует не только запоминанию строк из песен, но и вырабатыванию своеобразного рефлекса: когда, в какой ситуации и как выразить свои мысли. Песни и другие музыкальные произведения стимулируют монологические и диалогические высказывания, служат основой развития речемыслительной деятельности, способствуют развитию как подготовленной, так и не подготовленной речи. Музыкальная составляющая в обучении иностранному языку оказывает своё воздействие и на развитие памяти. Музыка может стимулировать память. Долговременная память, как известно, запоминает только значимые или эмоционально окрашенные факты. В песне каждая лексическая или грамматическая единица эмоционально окрашена.

Как и любое произведение искусства, песня участвует в реализации коммуникативной функции, т.к. в нее изначально заложено обращение автора песни к слушателю, таким образом, песня может выступать в качестве инструмента коммуникации. Это особая форма познания мира. Способ постижения действительности, заложенной в песне, предлагает приемы реализации убеждений и жизненных ценностей, является стимулом мышления и поведения, охватывает реальность наиболее полно, комплексно и эмоционально.

Особенно важно использование песен для иллюстрации традиций, обычаев, образа жизни народа изучаемого языка. Песня в качестве источника лингвострановедческой информации способствует расширению и углублению фоновых знаний, что в конечном итоге побуждает к чтению иноязычной литературы и к лучшему ее пониманию. Учащиеся
приобщаются к культуре страны изучаемого языка. Знакомство с зарубежной музыкой ведет к постижению духа, культуры, психологии, образа мышления народа и в этом проявляется важное культуроведческое значение. Песенный жанр как один из важных жанров музыкального творчества, благодаря наличию вербального текста способен точно и образно отразить различные стороны социальной жизни народа страны изучаемого языка.

Эффективное обучение возможно лишь при условии воздействия не только на сознание учащихся, но и при проникновении в их эмоциональную сферу. По мнению В. Леви, „музыка является одним из наиболее эффективных способов воздействия на чувства и эмоции человека, представляющая собой сильнейший психологический побудитель, проникающий в подспудные глубины сознания”. Известный педагог Ян Амос Каменский считал, что тот, кто не знает музыки, уподобляется не знающему грамоты. То, что наши впечатления, полученные от одних органов чувств намного сильнее, если сопровождаются эмоциями, поступающими через другие органы чувств, является важным психологическим законом. Впечатления, полученные в обход бодрствующего сознания, намного глубже воздействуют на человека. Они затрагивают не только сознание, но и тело. Психолого- педагогические исследования показали, что успешность овладения иностранным языком определяют не только умственные когнитивные процессы, связанные с разумом, рассудочностью, но и аффективная сфера, относящаяся к эмоциям и чувствам.

Многие годы в психологии активно изучались так называемые личностные факторы, воздействующие на процесс обучения в общем, и иностранному языку, в частности. Начало этому было положено Карлом Роджерсом (Carl Rogers), основателем гуманистической психологии, который, будучи врачом-психиатром, еще в 1951 году в своей монографии описал 19 принципов человеческого поведения, согласно которым человек – прежде всего эмоциональное существо, оставаясь при этом физическим и познающим субъектом. По-настоящему гармоничный человек „живет в мире со своими чувствами и эмоциями, он полностью реализует свой потенциал, он лишен оборонительных стратегий, он творит, создавая себя заново в каждый момент каждого действия, в каждом принимаемом решении”. Музыка содействуют эстетическому воспитанию учащихся, более полному раскрытию творческих способностей каждого.

В целом изучение иноязычной песни формирует у учащихся способность к участию в диалоге культур. Это предполагает определенный уровень сформированности всех видов компетенции: коммуникативной, лингвострановедческой, общеучебной и др.

Создание психологически комфортной обстановки на уроках английского языка также заметно облегчается с использованием музыкального компонента. Помимо активного интегрирования песен в образовательный процесс, музыка также способна ускорять и облегчать
умственную деятельность, вызывая художественное и творческое вдохновение. Изучение иностранного языка осуществляется быстрее в обстановке с низким уровнем тревожности, где полностью отсутствует „защитная” реакция организма. Психологические барьеры можно устранить за счет: понятности и доступности при вводе информации; создания благоприятного психологического климата; учета чувственного компонента при вводе информации.

Благодаря музыке создаётся благоприятный психологический климат, снижается психологическая нагрузка, активизируется языковая деятельность, повышается эмоциональный тонус аудитории, поддерживается интерес к изучению иностранного языка.

Можно условно разделить работу с музыкальным компонентом на персептивный способ воздействия (при использовании готовых музыкальных тем) и креативный (при создании собственных фраз, рифмовок, песен). Использование песенного материала относится к первому способу воздействия.

Вторым способом использования технологии воздействия музыки в процессе обучения иностранному языку является креативный способ. Сюда относятся все методы создания новых, своих собственных музыкальных композиций с последующим наложением слов, предложений по выбранной теме. В данном случае задействуются все аспекты языка, начиная от фонетики, лексики, грамматики и кончая синтаксисом. Таким образом, учащиеся имеют возможность самостоятельно использовать все имеющиеся и полученные знания для создания своей композиции или музыкального отрывка. Это приводит к активному творческому использованию всего пассивного материала, имеющегося в арсенале учащихся. Не надо упускать из виду также эмоциональную составляющую творческого процесса создания своего „произведения”. Данная деятельность позволяет консолидировать знания, переводить их на уровень умений и навыков.

Как известно, часть людей являются визуалами, часть – аудиалами, часть – кинестетиками. Безусловно, это разделение условно, поскольку многие относятся к смешанному типу. При использовании музыки на уроках англйского языка аудиалы воспринимают новые слова и граматические контрукции непосредственно на слух, проникаясь мелодикой языка. В помощь визуалам возможно использование работы с текстом, кинететикам легче воспринять или закрепить новую информацию, так как во время пения допустима жестикуляция, не вполне уместная во время обычного урока. Таким образом, с точки зрения психологии, использование песенного материала на уроках английского подходит людям всех типов.

Принципы отбора музыкального материала должны учитывать возраст обучаемых, а также соответствовать поставленным конкретным методическим задачам: закрепление лексики, грамматических правил, решение фонетических задач, ознакомление с культурой страны.

В этой статье мы рассмотрим основную составляющую музыкального компонента – ритм. Ритм – это первичный и фундаментальный музыкальный элемент. Музыку примитивных народов составляет исключительно ритм, который, согласно Г. д’Аннуцио, является „сердцем музики”. Ритм представляет собой элемент, оказывающий самое сильное и непосредственное влияние на человека. Он воздействует непосредственно на тело и на эмоции. Ритмом называют временную организацию музыкального движения, образующую форму данного сочинения. Нередко сила ритма проявляется в музыке самостоятельно, вне мелодии, т.е. вне смены звуков различной высоты, такова барабанная дробь, игра ударной группы джаза.

Органическая жизнь основана на разнообразных ритмах: дыхания, кровообращения, различных мышечных движений, бодрствования и сна, не говоря уже о более трудно различимых колебательных ритмах каждой клетки, каждой молекулы и каждого атома. Поэтому музыкальный ритм оказывает мощное воздействие на эти органические ритмы, либо активируя, либо ослабляя их, гармонизируя или вызывая диссонанс и разлад.

Психологическая жизнь человека, так же как и жизнь его тела, имеет свои различные и сложные ритмы: ритмы душевного подъема и депрессии, чередования радости и печали, рвения и апатии, силы и слабости, экстраверсии и интроверсии. Все эти состояния крайне чувствительны к воздействию музыкального ритма. Психологи („Ритм и работа” Э.Тетцеля и „Музыкальный ритм” Р.Дюменсиля) использовали понятие ритма для объяснения феноменов восприятия, мышления, памяти. Так, П. Жанэ утверждал, что человеком время воспринимается только тогда, когда переживается некоторый ритм.

А. А. Ухтомский отмечал, что нервная система человека и весь его организм способны не только адаптироваться к изменениям внешней среды, но и в определенных условиях усваивать заданные ритмы [6]. Под влиянием заданного ритма организм перестраивает деятельность своих органов и систем. Подвергаясь ритмостимуляции, он вырабатывает условный рефлекс и меняет режим своей работы в соответствии с этим ритмом. Более того, он сохраняет навязанный ритм еще долгое время после того, как ритмостимуляция прекратилась. Так, организм трудно привыкает и болезненно перестраивается в связи с изменением часовых поясов, климата, режима работы. Он все еще стремится функционировать согласно ранее заданным ритмам.

Исходя из теории усвоения заданных ритмов, можно создать определенные внешние условия и, направленно воздействуя на функциональное состояние организма, добиться желаемых результатов. В перспективе можно будет влиять на функции мозга с помощью заданных ритмов, изменять его ритмы, выбирать наиболее подходящие для тех или иных видов деятельности, увеличивать его продуктивность, активизировать творческие способности и т.д. Ритмическая стимуляция является своеобразным ключом к решению проблемы формирования
искомых функциональных состояний организма. Широкое применение ритмостимуляции в медицине дает основание предполагать о безвредности ее использования в процессе обучения.

Российские физиологи и медики М. Н. Ливанов [4; 5], Н. П. Бехтерева [1], Л. Г. Воронин [2], В. Ф. Коновалов [3] доказали, что сообщение организму определенных ритмов оказывает влияние на функции ЦНС, стимулируя или тормозя их.

В. Ф. Аитов пишет: „На основе данных физиологии, биологии, психологии, доказавших положительный опыт воздействия ритма в обучении новому учебному материалу, а именно в активизации резервных возможностях памяти, повышении работоспособности, много лет применяется практика обучения английскому языку детей дошкольного возраста с помощью песен. Музыкальная подача материала сыграла основную роль в усвоении слов, формировании произносительных навыков, выразительности речи”.

Вот мнение И. В. Каюровой и О. И. Соборенко: „Песни помогают закреплению языкового материала, совершенствованию фонетических навыков, расширению и закреплению лексических единиц и речевых образцов. Песни на уроке оживляют преподавание, вызывают положительные эмоции, служат лучшему усвоению лексико- грамматического материала. Песни должны быть аутентичны, доступны в информационном и языковом плане, эмоциональны, а также должны отвечать возрастным особенностям учащихся. Содержание песни может стать основой для обучения общению на изучаемом языке, для знакомства с культурой страны изучаемого языка. Песни подбираются, чтобы обеспечить повторение изученной лексики, чтобы предложения были не слишком длинными, а ритм и мелодия – просты”.

Добавим лишь, что песни могут не только способствовать закреплению изучаемого материала, но и служить материалом для введения новой лексики или грамматики.

И. В. Каюрова и О. И. Соборенко считают, что „дети часто сопровождают исполнение песни действиями. Это способствует лучшему пониманию и запоминанию изучаемого материала. Использование песен на начальном этапе очень актуально, так как ребята с самого начала приобщаются к культуре страны изучаемого языка, они очень чутки и восприимчивы в этом возрасте; при работе с песней создается хорошая предпосылка для всестороннего развития личности ребенка, ибо песня стимулирует образное мышление и хороший вкус. Этому способствует и достаточно высокий врожденный уровень музыкальных способностей детей данного возраста.

В этом возрасте важную роль играет также личность преподавателя: песня, исполняемая преподавателем, будет воспринята детьми более эмоционально, чем та же песня, звучащая из компьютера или из музыкального центра. Это касается учащихся всех возрастных групп, но в первую очередь и в наибольшей степени – детей младшего возраста. Песня,
исполняемая преподавателем „вживую”, подкрепленная соответствующей мимикой, вызывает наибольший эффект, создает атмосферу доверия, что способствует максимальному усвоению новых знаний.

Т. В. Насибулина отмечает, что формирование фонематического навыка предполагает перестройку привычной артикуляции на основе установления сходства и различий в произнесении звуков в родном и иностранном языках, формирование фонематического слуха, а также овладение техникой произнесения иноязычных звуков. Все это на начальном этапе возможно только путем подражания и повторения, лучше хором, вслед за учителем, аудио- или видеозаписью. Анализировать услышанные звуки и осознанно управлять своими органами речи младшие школьники могут в очень ограниченном объеме. Психологически дети воспринимают и запоминают песни и скандирование под музыку гораздо лучше, чем любой другой текст, ибо ритмизированный мелодизированный материал выполняет важную для обучения дидактическую функцию, заключающуюся в облегчении запоминания.

Кроме того, им более понятно и привычно такое занятие как пение хором, нежели просто повторение хором отдельных фраз. Авторы многих учебных пособий используют традиционные английские песенки и рифмовки при постановке звуков в начальной школе. Невозможно не согласиться с Т. В. Насибулиной в том, что „помимо формирования произносительных навыков на начальном этапе обучения очень важна изначально правильно поставленная интонация. Овладение иноязычной интонацией предполагает формирование навыков восприятия интонационного рисунка и его адекватное воспроизведение.

Г. М. Попова отмечает, что „аудиоматериалы давно применяются на уроках иностранного языка в виде профессиональных аудиозаписей диалогов, стихов, текстов, упражнений и заданий для фонетической зарядки. Особое место среди аудиоматериалов занимают песни, они используются при обучении иностранному языку детей, начиная с дошкольного возраста.

Применительно к процессу обучения иностранному языку правильнее говорить не просто о песнях, а о песенных материалах. Термин „песенные материалы” более корректен при использовании песни в качестве учебного материала для овладения различными аспектами языка и видами речевой деятельности.

Использование песенных материалов на уроке иностранного языка имеет целый ряд методических преимуществ.

  1. Песенные материалы разнообразны не только по содержанию, но и с точки зрения содержащейся в них лингвистической информации. Песни представляют все речевые жанры (рассказ, описание, рассуждение), они содержат прямую и косвенную речь, они демонстрируют образцы разных функциональных стилей речи от разговорного до возвышенного.
  2. Один и тот же песенный материал может применяться для достижения различных целей обучения в зависимости от выполняемых на
    его основе заданий, то есть песни обладают свойством комплексного многоцелевого использования.
  3. В отличие от других аудиоматериалов, предполагающих максимум трехкратное прослушивание, песни, как правило, впоследствии разучиваются обучаемыми наизусть.
  4. В качестве опоры при обучении могут использоваться различные компоненты песенных материалов (музыка, тексты, легенды).

Г. М. Попова считает, что в процессе обучения песенные материалы могут использоваться на всех этапах последовательного овладения различными видами речевой деятельности: рецепция – репродукция – продукция. Соответственно можно выделить следующие виды упражнений: рецептивные, репродуктивные и продуктивные (творческие). Творческое использование аутентичных песенных материалов способствует успешному обучению не только языковому материалу (фонетике, лексике, грамматике), но и видам речевой деятельности (аудированию, говорению, чтению и письму).

Благодаря использованию аутентичных песенных материалов, произвольно или целенаправленно, но достаточно быстро и эмоционально происходит знакомство учащихся с элементами социальной и общей культуры, а также с социокультурными и лингвострановедческими особенностями стран.

Использование особенностей воздействия музыки на образовательный процесс в целом, и на процесс обучения иностранному языку, в частности – является задачей, достойной тщательного изучения.