Музыка исторически проходила красной нитью в культуре народов и отражала ее действительность. В Древней Греции Эсхил, Фриних, Софокл, Еврипид – были поэтами и музыкантами. Древнегреческая трагедия содержала хор, который комментировал все события, а драматические актеры исполняли сольные партии. Первоначально Пифийские игры, проходившие каждые четыре года, cостояли только из музыкальных состязаний.
Музыка в Древней Греции была инкорпорирована также в систему образования наряду с другими предметами. Мальчики с 13 лет начинали проходить музыкальный курс. Они учились играть на лире и петь под ее аккомпанемент торжественные песни дорического стиля. Такое обучение имело не только практические цели — участие в музыкальных состязаниях, религиозных торжествах, в драматических или хорических играх, пению на домашних праздниках; но и преследовало важные педагогические цели. По словам Платона, музыка необходима для того, чтобы «приучив свою душу к рифме и гармонии, исполнить ее кротости, созвучия и согласия, а тем самым доставить ей пользу в слове и деле; потому что и вся жизнь человеческая имеет нужду в рифме и гармонии». [2] В результате мы наблюдаем расцвет греческой культуры. Музыкальная поэзия отражала и отражает духовные, нравственные и эстетические идеалы.
Ресурс песенного жанра.
До сих пор песня, как один из видов целостного воздействия музыкального компонента, является очень сложным, составным и богатым ресурсом, используемым в процессе обучения иностранному языку. Являясь фонетическим, лексическим и грамматическим ресурсом, песня выполняет одновременно множество и других функций:
- образовательную,
- учебную,
- воспитательную,
- коммуникативную,
- развивающую,
- культурологическую,
- линвострановедческую,
- психологическую (связанную с повышением мотивации).
В песенном материале лучше усваиваются и активизируются грамматические конструкции. В Англии Кэролайн Грэхем издала сборник песен для обучения наиболее распространенным грамматическим конструкциям, что необычайно удобно и продуктивно для запоминания и одновременного речевого использования грамматической единицы в действии. На базе Негосударственного образовательного частного учреждения дополнительного образования «Международного центра «Мьюзик-Лингва» в практичеcкой работе используется принцип освоения английского материала через различного вида рифмовки, стихи и песни, отражающие ту или иную грамматическую единицу.
Ниже приведен пример использования песни «The Verb To Be», в которой сама конструкция отражена в песенном материале:
Don’t forget me! Не забывай меня!
I’m the verb to be. Я – глагол бытия.
I’m very important Я очень важен,
As you will see. Увидишь однажды.
Don’t! Please. Не забывай, прошу,
Don’t forget me! Не забывай меня!
I’m the verb to be. Я – глагол бытия.
Для учащихся начальных и средних классов использование глагола to be является достаточно сложной и абстрактной темой, так как не имеет прямого отражения в переводе на русский язык. Используя данную песенку, можно одновременно работать с несколькими грамматическими единицами: построение повелительного предложения (отрицательная форма, краткая форма), форма глагола to be — am, которая используется для первого лица, единственного числа; его сокращенная форма I am – I’m; личные и объектные местоимения I, you, me; образование простого будущего при помощи вспомогательного глагола will. В предложении I’m the verb to be учащиеся одновременно знакомятся с основным смысловым значением глагола — быть, являться — и наблюдают способ его непосредственного использования в предложении. Кроме того, песенка способствует восприятию глагола to be, как грамматической единицы, в качестве веселого персонажа, который говорит о своей важности и призывает его не забывать. Запоминание происходит само собой, незаметно, без усилий, так как использование игровой ситуации способствует эмоциональному переживанию, которое доставляет учащимся удовольствие, дарит ощущение открытия и делает иностранный язык ближе. Элемент олицетворения грамматических единиц или конструкций позволяет повысить мотивацию учащихся начальных и средних классов к изучению английского языка.
Очевидна развивающая функция песенного материала, так как он способствуют эстетическому воспитанию учащихся, раскрытию их творческих способностей и развитию у них музыкального слуха. Он служит средством эстетического воспитания учащихся.
Сущность эстетико-развивающей функции реализуется в следующих направлениях:
а) накопление музыкального опыта восприятия и анализа музыкальных произведений;
б) приобретение учащимися определённого уровня знаний в области музыкального искусства;
в) формирование художественного вкуса на основе критического осмысления явлений музыкальной действительности;
г) применение навыков и умений в эстетической деятельности учащихся.
С.А.Саакян,
аспирант кафедры методики преподавания иностранных языков МПГУ,
sslm@yandex.ru