Музыкальный компонент

АКТУАЛЬНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ.

В статье анализируются возможности повышения качества и эффективности обучения английскому языку при помощи использования музыкального компонента в образовательном процессе.

Ключевые слова: новый подход, повышение качества, обучение английскому языку, музыкальный компонент, ритм.

Saakyan S.A. 

URGENCY OF MUSICAL COMPONENT USAGE IN THE PROCESS OF ENGLISH LANGUAGE TEACHING.

The article examines the possibilities of improvement of  quality and effectiveness of English language teaching with the use of musical component in educational process.

Keywords: new approach, the improvement of the quality, English language teaching, musical component, rhythm.

Музыка, как и живопись, издавна считалась языком подлинно интернациональным, то есть в равной степени и без перевода доступным носителям любой человеческой культуры. Звуки, как коммуникативные сигналы, несли и несут человеку бесценную информацию.

Музыка  –  один из важнейших классов, слышимых человеком звуков, – характеризуется их четкой организацией по высоте (музыкальный строй), по времени (ритм, темп, размер), по громкости (динамика), по тембру (инструментовка) и по музыкально-художественной ценности.

Ритм – это первичный и фундаментальный музыкальный элемент. Музыку примитивных народов составляет исключительно ритм, который согласно д’Аннуцио Г., является «сердцем музыки». Ритм представляет собой элемент, оказывающий самое сильное и непосредственное влияние на человека. Он воздействует непосредственно на тело и на эмоции. Ритмом называют временную организацию музыкального движения, образующую форму данного сочинения. Нередко сила ритма проявляется в музыке самостоятельно, вне мелодии, т. е. вне смены звуков различной высоты, такова барабанная дробь, игра ударной группы джаза.

Органическая жизнь основана на разнообразных ритмах: дыхания, кровообращения, различных мышечных движений, бодрствования и сна, на ритме различных функций организма, не говоря уже о более трудно различимых колебательных ритмах каждой клетки, каждой молекулы и каждого атома. Поэтому музыкальный ритм оказывает мощное воздействие на эти органические ритмы, либо активируя, либо ослабляя их, гармонизируя или вызывая диссонанс и разлад.

Психологическая жизнь человека, так же как и жизнь его тела, имеет свои различные и сложные ритмы: ритмы душевного подъема и депрессии, чередования радости и печали, рвения и апатии, силы и слабости, экстраверсии и интроверсии. Все эти состояния крайне чувствительны к воздействию музыкального ритма. Психологи («Ритм и работа» Э.Тетцеля  и «Музыкальный ритм» Р.Дюменсиля) начинают использовать понятие ритма для объяснения феноменов восприятия, мышления, памяти.  Так, П. Жанэ утверждал, что человеком время воспринимается только тогда, когда переживается некоторый ритм.

Использование песен на изучаемом языке весьма актуально по ряду причин. Во-первых, учащиеся сразу приобщаются к культуре страны изучаемого языка. Во-вторых, при работе с этим своеобразным лингвострановедческим материалом создаётся хорошая предпосылка для всестороннего развития личности учащегося, так как специально подобранные песни стимулируют образное мышление и формируют хороший вкус. Песенный жанр, как один из важных жанров музыкальных творчества благодаря наличию вербального текста, способен точно и образно отразить различные стороны социальной жизни народа страны изучаемого языка.

Песня — это особая форма познания мира.  Песня играет особую роль среди источников культурологической информации. Способ постижения действительности, заложенной в песне, предлагает приемы реализации убеждений и жизненных ценностей, является стимулом мышления и поведения, охватывает реальность наиболее полно, комплексно и эмоционально. Особенно важно использование песен для иллюстрации традиций, обычаев, образа жизни народа изучаемого языка. Песня в качестве источника страноведческой информации способствует расширению и углублению фоновых знаний, что в конечном итоге побуждает к чтению иноязычной литературы и к лучшему ее пониманию.

Песне, как и любому произведению искусства, присуща коммуникативная функция, т.е. передача заложенного автором содержания адресату. При этом в отличие от учебных текстов общестрановедческого характера, которые, прежде всего, информируют читателя (или слушателя), т.е. воздействуют на его интеллект и память, песня в качестве страноведческого материала оказывает воздействие на эмоции человека и его художественную память.

Методические преимущества

Рассмотрим методические преимущества при использовании музыкального компонента в процессе обучения иностранному языку:

Песня как один из видов речевого общения является средством более прочного усвоения и расширения лексического запаса, так как включает  новые слова и выражения, сложенные в определенной рифме. В песнях уже знакомая лексика встречается в новом контекстуальном окружении, что помогает её активизации. Работа так называемой «музыкальной памяти» способствует не только запоминанию строк из песен, но и вырабатыванию своеобразного рефлекса: когда, в какой ситуации и как выразить свои мысли. Песни и другие музыкальные произведения стимулируют монологические и диалогические высказывания, служат основой развития речемыслительной деятельности, способствуют развитию как подготовленной, так и не подготовленной речи;

В песнях лучше усваиваются и активизируются грамматические конструкции. В некоторых странах издаются песни для обучения наиболее распространённым конструкциям;

Песни способствуют совершенствованию навыков иноязычного произношения, развитию музыкального слуха. Установлено, что музыкальный слух, слуховое внимание и слуховой контроль находятся в тесной взаимосвязи с развитием артикуляционного аппарата. Формирование навыков правильного произношения иностранных слов предполагает «настройку» артикуляционного аппарата на основе сходства и различия в произношении звуков  родного и иностранного языков .Развитие музыкального слуха  помогает улавливать тончайшие различия иностранных звуков. При формировании произносительных навыков важна не только правильная постановка звуков, но также ритм, паузы, ударения, интонация.      Разучивание и исполнение коротких, несложных по мелодическому рисунку песен с частыми повторами помогают закрепить правильную артикуляцию и произнесение звуков, правила фазового ударения, особенности ритма и т. д;

Комплексное решение практических, образовательных, воспитательных и развивающих задач обучения возможно лишь при условии воздействия не только на сознание учащихся, но и при проникновении в их эмоциональную сферу. То, что наши впечатления, полученные от одних органов чувств намного сильнее, если сопровождаются эмоциями, поступающими через другие органы чувств, является важным психологическим законом. Впечатления, полученные в обход бодрствующего сознания, намного глубже воздействуют на человека. Они затрагивают не только сознание, но и тело. Психологические и методические исследования показали, что успешность овладения иностранным языком определяют не только умственные когнитивные процессы, связанные с разумом, рассудочностью, но и аффективная сфера, относящаяся к эмоциям и чувствам. Многие годы в психологии активно изучались так называемые личностные факторы, многие из которых оказались релевантными для изучения иностранного языка. Начало этому было положено Карлом Роджерсом (Carl Rogers), основателем гуманистической психологии, который, будучи врачом-психиатром, еще в 1951 году в своей монографии описал 19 принципов человеческого поведения, согласно которым человек — прежде всего эмоциональное существо, оставаясь при этом физическим и познающим субъектом. По-настоящему гармоничный человек «живет в мире со своими чувствами и эмоциями, он полностью реализует свой потенциал, он лишен оборонительных стратегий, он творит, создавая себя заново в каждый момент каждого действия, в каждом принимаемом решении».

Музыкальная составляющая в обучении иностранному языку оказывает своё воздействие и на развитие памяти. Музыка может стимулировать память.  Долговременная память, как известно, запоминает только значимые или эмоционально окрашенные факты. В песне каждая лексическая или грамматическая единица эмоционально окрашена;

Песни содействуют эстетическому воспитанию учащихся, сплочению коллектива, более полному раскрытию творческих способностей каждого.              Создание психологически комфортной обстановки на уроках английского языка также заметно облегчается с помощью музыкального компонента. Помимо активного интегрирования песен в образовательный процесс, музыка также способна ускорять и облегчать умственную деятельность, вызывая художественное и творческое вдохновение.   Изучение иностранного языка осуществляется быстрее в обстановке с низким уровнем тревожности, где полностью отсутствует «защитная» реакция. Психологические   барьеры  можно устранить за счет:

  • -понятности и доступности при вводе информации;
  • -создания благоприятного психологического климата;
  • -учете чувственного компонента при вводе информации.

Благодаря музыке на уроке создаётся благоприятный психологический климат, снижается психологическая нагрузка, активизируется языковая деятельность, повышается эмоциональный тонус, поддерживается интерес к изучению иностранного языка;

Знакомство с иностранной песней ведет не к простому накоплению знаний, а к постижению духа, культуры, психологии, образа мышления народа и в этом важное культуроведческое значение.

В целом изучение иностранной песни формирует у учащихся способность участвовать в диалоге культур. Это предполагает определенный уровень сформированности всех видов компетенции: коммуникативной, лингвострановедческой, общеучебной. Использование песенного материала на уроках иностранного языка позволяет приобщить учащегося к культуре страны изучаемого языка, значительно расширить его кругозор и повысить как уровень его общей культуры, так и качество изучения иностранного языка.

Выше описан лишь один из способов использования музыки в процессе обучения иностранному языку. Назовем этот способ персептивным, имея в виду использование уже существующих мелодий и ритмов.

Вторым способом использования технологии воздействия музыки в процессе обучения иностранному языку является креативный способ. Сюда относятся все методы создания новых, своих собственных музыкальных композиций с последующим наложением слов, предложений по выбранной теме. В данном случае задействуются все аспекты языка, начиная от фонетики, лексики, грамматики до синтаксиса. Таким образом, учащиеся имеют возможность самостоятельно использовать все имеющиеся и полученные знания для создания своей композиции или музыкального отрывка. Это приводит к активному творческому использованию всего пассивного материала, имеющегося в арсенале учащихся. Не надо упускать из виду также эмоциональную составляющую творческого процесса создания своего «произведения». Данная деятельность позволяет консолидировать знания, переводить их на уровень умений и при многократном использовании также вывести на уровень навыка.

Таким образом, использование музыкального компонента в образовательном процессе в целом, и обучении иностранным языкам в частности, является неисчерпаемым ресурсом для дальнейшего изучения эффективности обучения.