РИТМ КАК ИНСТРУМЕНТ ПРИ ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

Данная статья посвящена проблеме повышения качества процесса обучения английскому языку с помощью использования музыкального компонента. Автором приводятся примеры способов воздействия на процесс обучения иностранному языку.

Saakyan S.

Rhythm as а Tool in the Process of English Teaching

This article is devoted to the problem of the quality improvement of English teaching process using musical component. The author gives some examples of ways of musical influence on the process of foreign language studies.

Key words: musical component and its constituting, rhythm, singing resources, emotional approach, quality improvement.

Роль биоритмов в жизни человека и зависимость его состояния от биоритмических циклов доказана на сегодняшний день биоритмологией. В ходе ряда исследований установлено, что разнообразие ритмов дает живым существам надежные механизмы адаптации, и чем выше уровень организации живого существа, тем отчетливее у него проявляется потребность в управляющем центре, координирующем эти ритмы. У человека таким центром выступает кора головного мозга. Б.С. Алякринский [1] отмечает, что человек – это система ритмов или, другими словами, сложная колебательная система, насквозь пронизанная ритмами. Физиологические ритмы имеют условно-рефлекторную основу, и суточный ритм есть результат условно-рефлекторного образования динамического стереотипа.

Под биоритмами понимаются циклические колебания физической, эмоциональной и умственной активности, присущие человеку и обусловленные периодическим изменением энергетических затрат организма на каждый из этих процессов. А.А. Ухтомский отмечал, что нервная система человека и весь его организм способны не только адаптироваться к изменениям внешней среды, но и в определенных условиях усваивать заданные ритмы [6]. Под влиянием заданного ритма организм перестраивает деятельность своих органов и систем. Подвергаясь стимуляции ритмом, он вырабатывает условный рефлекс и меняет режим своей работы в соответствии с этим ритмом. Более того, он сохраняет навязанный ритм еще долгое время после того, как стимуляция прекратилась. Так, организм c трудом привыкает и болезненно перестраивается в связи с изменением часовых поясов, климата, режима работы. Он все еще стремится функционировать согласно ранее заданным ритмам.

Исходя из теории усвоения заданных ритмов, можно создать определенные внешние условия и, направленно воздействуя на функциональное состояние организма, добиться желаемых результатов. В перспективе можно будет влиять на функции мозга с помощью заданных ритмов, увеличивать его продуктивность, активизировать творческие способности. Ритмическая стимуляция является своеобразным ключом к решению проблемы формирования искомых функциональных состояний организма. Широкое применение стимуляции ритмом в медицине дает основание предполагать о возможности ее использования в процессе обучения.

Российские физиологи и медики М.Н. Ливанов, Н.П. Бехтерева, Л.Г. Воронин, В.Ф. Коновалов доказали, что сообщение организму определенных ритмов оказывает влияние на функции ЦНС, стимулируя или тормозя их. Ритм позволяет регулировать интенсивность работы ЦНС, удерживая мозговые механизмы на уровне переходных состояний. Систематическое повторение ритмов низкочастотного спектра создает новые прочные условно-рефлекторные связи, способствующие быстрому формированию такого состояния организма, которое наиболее благоприятно для ввода информации. Чувство ритма в организме человека есть, прежде всего, способность воспринимать ритмические раздражители и реагировать на них путем их воспроизведения, а также входить в определенные эмоциональные состояния. В рамках обучения иностранным языкам предоставляется возможным применять стимуляцию ритмом как инструмент для формирования состояний, при котором восприятие речевой информации активизируется.

Музыка, основным из компонентов которой является ритм, и является тем стимулом, который оказывает влияние на организм. Работоспособность человека может изменяться в значительной степени под влиянием музыки. Ритмичная музыка способствует повышению работоспособности, поскольку снижается утомляемость. Как установлено в ходе исследований, не всякая музыка стимулирует повышение производительности труда. Предпочтение должно быть отдано легкой инструментальной музыке, не отвлекающей внимания, не вызывающей дополнительных ассоциаций.

Чтобы снять утомление необходимо улучшить эмоциональное состояние человека, являющееся психологическим резервом повышения мышечной работоспособности. Музыка как ритмичный и эмоциональный раздражитель может поднимать уровень функционирования различных физиологических процессов организма. Мелодичные звуковые раздражители подсознательно воспринимаются человеком и, синхронизируясь с циклическими физиологическими процессами, благотворно влияют на дееспособность жизненно важных функций и организма в целом.

Факт благотворного влияния негромкой музыки на организм человека уже используется в методике обучения иностранным языкам. Он нашел широкое применение в методах интенсивного обучения. Негромкая музыка в учебном процессе расслабляет и успокаивает, создает определенный настрой, желание постигать учебный материал. Она должна быть нейтральной, легкой, по возможности, незнакомой обучаемым, чтобы не вызывать эмоций, связанных с музыкальным произведением. Об этом свидетельствуют и данные Т.Н. Метельницкой [5] о музыкальном эксперименте, в ходе которого звучала классическая музыка, хорошо известная испытуемым. Как оказалось, она мешала воспринимать учебный материал. Такая музыка порождала нежелательные дополнительные ассоциации, отвлекала учащихся, рассеивала внимание и даже выводила их из состояния релаксации.

Правильно подобранная музыка со спокойными ритмами снимает утомление, способствует сосредоточению внимания, повышает интерес к изучаемому материалу и производительность умственной деятельности.

Музыка может стать мощным стимулятором не столько физической, сколько интеллектуальной и психической сфер деятельности человека. Необходимо обратить внимание еще на один аспект её использования при обучении. В физиологии известно явление латерализации, т.е. межполушарной дифференциации функций головного мозга. В 1961г. Д. Кимура предложила методику, основанную на «эффекте правого уха».  Ее суть состоит в том, что при предъявлении вербальных стимулов испытуемые лучше распознавали и воспроизводили стимулы, поступавшие в правое ухо, а при прослушивании музыки и других звуков более точно опознавался и воспроизводился материал, направленный на левое ухо [7].

Этой же проблемой занималась Б.С. Котик [4], которая подтвердила наблюдения и выводы Д. Кимура. Б.С. Котик установила, что эффективность воспроизведения материала зависит от состояния человека: ее снижение зарегистрировано при поражениях левого полушария головного мозга. Согласно Б.С. Котик, тип обучения языку может оказывать влияние на развитие распределения ролей между полушариями в осуществлении речевой функции. Чтобы вербальная информация воспринималась лучше, ее следует предъявлять с учетом явления латерализации головного мозга, т.е. на правое ухо. Если же ввод учебного материала происходит на фоне музыки, то раздельное направление текста на правое ухо, а музыки – на левое приводит к лучшим результатам, очевидно, потому, что это соответствует естественной межполушарной дифференциации функций головного мозга.

Все факторы воздействия на мозг должны вызвать положительный эмоциональный настрой, повысить продуктивность запоминания учебного материала, предъявляемого в сопровождении легкой инструментальной музыки с учетом явления латерализации мозга. Задача преподавателя состоит в правильной подборке сопутствующих стимулов и воспроизведением их с нужной частотой. Вопрос правильной организации материала для различных целей всегда стоит перед преподавателем. Расположение трудного для заучивания материала в начале и конце подачи информации может облегчить запоминание, регулировать умственное напряжение, а, следовательно, снизить утомление. Такая организация материала тоже по-своему ритмична.

Выше нами описано лишь одно направление использования музыки в целом и ритма, как одного из ее компонентов, в процессе обучения иностранному языку. Назовем это направление персептивным, имея в виду использование уже существующих мелодий и ритмов.

Вторым направлением использования технологии воздействия музыки в процессе обучения иностранному языку является креативный способ. Сюда относятся все методы создания новых, своих собственных музыкальных композиций с последующим наложением слов, предложений по выбранной теме. В данном случае задействуются все аспекты языка – фонетика, лексика и грамматика. Таким образом, учащиеся имеют возможность самостоятельно использовать все имеющиеся и полученные знания для создания своей композиции или музыкального отрывка. Это приводит к активному творческому использованию всего пассивного материала, имеющегося в арсенале учащихся. Не следует упускать из виду также эмоциональную составляющую творческого процесса создания своего «произведения». Данная деятельность позволяет консолидировать знания, переводить их на уровень умений и навыков.

Таким образом, использование музыкального компонента в образовательном процессе в целом, и обучении иностранным языкам, в частности, является неисчерпаемым ресурсом для дальнейшего изучения эффективности обучения.

Список используемых источников

  1. Алякринский Б.С. Система, насквозь пронизанная ритмами. – Наука и жизнь, 1976, №11, 160 с.
  2. Коротаев А.А. Типологические различия во влиянии эмоционального состояния, вызванного музыкой, на нервно-психологическое напряжение в трудовой деятельности. Автореферат на соискание ученой степени кандидата психологических наук. Ленинград, 1976.
  3. Ливанов М.Н., Книпст И.Н. Биоэлектрические проявления условно-рефлекторной деятельности и их функциональная значимость. – В кн.: Физиология высшей нервной деятельности. Основные закономерности и механизмы условнорефлекторной деятельности. — М.: 1970. — 294-355 с.
  4. Котик Б.С. Исследование межполушарного взаимодействия в преработке слуховой информации. Автореферат на соискание ученой степени кандидата биологических наук. М. 1975.
  5. Метельницкая Т.Н. Функциональная музыка в ходе релаксопедических занятий. – Взаимосвязь осознаваемых и неосознаваемых компонентов психики в педагогическом процессе. Пермь. 1979, С. 175.
  6. Ухтомский А.А. Доминанта как рабочий принцип нервных центров. Т.1.М., 1950, С. 35-36.
  7. Kimura D. Left-right differences in perception of melodies. – J. Comp. and Physical Psychol., 1963, v.56, 5, 899.